Почему двигатель потребляет много масла

Большинство автолюбителей в процессе эксплуатации транспортного средства встречаются с проблемой повышенного расхода масла. Причины такого поведения мотора могут быть разными. Ниже пойдёт речь о том, какие обстоятельства становятся причиной «жора» масла и как не допустить капитального ремонта силового агрегата.

Причины, почему двигатель ест масло

Как показывает практика, двигатель начинает усиленно «поедать» масло вследствие таких причин:

  • эксплуатационный износ цилиндро-поршневой группы и сальников клапанов;
  • в результате перегрева мотора из-за неисправности системы охлаждения или некорректных действий водителя;
  • использование некачественного топлива и смазывающих материалов;
  • протечки через прокладки и сальники;
  • неправильная эксплуатация автомобиля.

Перечисленные причины одинаково актуальны как для бензиновых моторов, так и для дизелей различного рабочего объёма и мощности. Каждый случай отличается по симптомам, поэтому стоит рассмотреть их подробнее.

Износ деталей

Расход масла, связанный с этой причиной, заметен невооружённым глазом и может достигать 500 мл на 1 тыс. км пробега автомобиля. Сопровождается сизым дымом из выхлопной трубы на всех режимах работы двигателя. Когда кольца и поршни существенно стёрлись, а в гильзах цилиндров появилась эллипсовидная выработка, то камера сгорания перестаёт быть герметичной. В результате масло сгорает в цилиндрах вместе с горючим следующим образом:

  1. Из-за негерметичности стыка поршень — кольцо — стенка гильзы постоянно происходит прорыв раскалённых газов из камеры сгорания в картер.
  2. Под давлением картерные газы вместе с масляными парами выталкиваются через систему вентиляции картера в воздушный тракт.
  3. Смешиваясь с очередной порцией топлива, пары масла снова подаются в камеру, где успешно сгорают и образуют нагар на всех поверхностях.
  4. Когда маслосъёмные кольца не выполняют своих функций, то часть смазки попадает в камеру снизу.

Такой дым — верный признак горения масла в цилиндрах

Неисправность обнаруживается при снятии патрубка вентиляции картера (сапуна) на холостом ходу. При изношенной поршневой группе оттуда сразу повалит сизый дым.

Жидкая смазка попадает в камеры сжигания и другим путём — сквозь трещины в старых маслоотражающих колпачках клапанов. Тогда дым из сапуна не идёт, а только из выхлопной трубы. Для подтверждения диагноза стоит выкрутить свечи и проверить компрессию — она будет выше нормы. Да и на электродах свечей появится слой нагара. Наглядно неисправность показана на видео.

Почему движок жрёт масло: видео от профи

Перегрев — главный враг двигателя

От нагрева металлам свойственно расширяться. Так и происходит во время перегрева — поршни увеличиваются в объёме и начинают царапать стенки цилиндров. Кольца, прошедшие термообработку, от перегрева отпускаются и превращаются в мягкую проволоку. Герметичность в цилиндре теряется полностью, компрессия падает до нуля. Соответственно, ничто не препятствует попаданию смазки в камеру сгорания.

Рекомендуем:  Все о температуре моторных масел: кипение, вспышка и застывание

Симптомы неисправности выражены чётко:

  • мотор прямо-таки «пожирает» масло в объёме до 1 л на 1 тыс. км пробега;
  • мощность двигателя падает на четверть (при отказе одного цилиндра), на столько же возрастает расход топлива;
  • непременный спутник сгорания масла — дым синего цвета из трубы.

К перегреву зачастую приводят неполадки в системе охлаждения — выход из строя датчика температуры либо водяного насоса (помпы), несвоевременное включение вентилятора. Создать подобные условия может и водитель, насилуя мотор в экстремальных условиях, например, по бездорожью с буксованием. Особенно страдают последние цилиндры двигателей заднеприводных и полноприводных авто, расположенные далеко от вентилятора охлаждения.

Некачественные горюче-смазочные материалы

Как правило, подделанные моторные масла не содержат необходимого пакета присадок, противостоящих образованию нагара и способствующих промывке каналов и деталей силового агрегата. Вдобавок они не соответствуют заявленному классу вязкости, отчего разжижаются спустя 1—2 тыс. км. В результате такая смазка проникает через уплотнения вполне исправного мотора и сгорает вместе с топливом.

Потребление в этом случае не столь вопиющее, как при износе деталей, но всё равно очень заметное. К такому же результату может привести езда на низкооктановом бензине, вызывающем детонацию. Это удары по поршням от микровзрывов в камерах сгорания, отчего раскалённые газы прорываются в картер. Признак детонации — звонкий стук поршневых пальцев при нажатии на педаль газа.

Закоксованные нагаром маслосъемные кольца

Отдельный вопрос — качество используемой солярки. Некоторые автолюбители покупают «левое» горючее, предназначенное для тракторов и тепловозов с повышенным содержанием парафина и серы. Эти элементы постепенно закоксовывают все зазоры, в том числе и в маслосъемных кольцах. Результат очевиден — мотор начинает «есть» масло.

Протечки и нарушения эксплуатационных режимов скажутся на уровне смазки в моторе

На долю протечек приходится небольшой расход моторной смазки, но само явление довольно неприятное. Мало того, что нужно постоянно отслеживать уровень масла, так ещё и под машиной образуются тёмные пятна, а под капотом наблюдается сплошная грязь от смешивания ГСМ с пылью. Потеки обнаруживаются в таких местах:

  • из-под клапанной крышки;
  • под прокладкой головки блока цилиндров (ГБЦ);
  • из сальников коленчатого либо распределительного вала;
  • из-под прокладок цепного механизма ГРМ и поддона картера.

Весь поддон в масле — не держит прокладка

Наиболее опасны утечки масла сквозь прокладку ГБЦ, отчего оно попадает в охлаждающую жидкость и наоборот. Неисправность требует немедленного устранения, поскольку ведёт к перегреву и снижению давления смазки.

Бензиновые и дизельные агрегаты небольшой мощности (рабочий объем до 1,6 л) могут расходовать масло из-за неправильной манеры езды. Причина — ранний переход на высшую передачу, когда мотор ещё не набрал нужное количество оборотов и не достиг оптимального крутящего момента. Тогда в цилиндрах происходят процессы, препятствующие нормальной работе маслосъемных колец.

Рекомендуем:  Автомасло марки Petro Canada 5w-40: отзывы, фото- и видеообзор

Какие модели больше всего подвержены проблеме?

Практически все современные автомобили страдают от проблемы масляного жора. Однако кто-то сталкивается с этой проблемой больше, кто-то – гораздо меньше. Многие люди не понимают, почему новая машина начинает так сильно есть масло, другие же – вовсе не проверяют его, а рассчитывают на то, что специалисты сами проверят это во время технического обслуживания. На сегодняшний день все современные порталы утверждают, что больше всего масляному жору подвержены автомобили марок Ауди, БМВ и Субару.

Изучив отзывы более миллиона автовладельцев, порталы приходят к выводу, что водители этих трех марок в среднем заливают около 1 литра моторного масла на каждые 1500-3000 километров пробега. Наиболее проблемными моторами считаются:

  • 2.0- и 3.0-литровый турбированные двигатели от Ауди.
  • 4.4- и 4.8-литровые двигатели с двойным турбонаддувом от БМВ.
  • 2.0-, 2.5- и 3.6-литровые шестицилиндровые двигатели от Субару.

Такие двигатели устанавливались на следующие автомобили:

  • Ауди – А3, А4, А5, А6, Ку5.
  • БМВ – 5, 6, 7 серий, Х5.
  • Субару – Аутбек, Легаси, Форестер, Импреза.

Многочисленные исследования показывают, что расход масла не связан с пробегами. Эти автомобили начинают есть техническую жидкость сразу же после выпуска. Это нормальное явление, которое не требует дополнительного ремонта.

Характер расхода масла

Да, не все симптомы проявляются сразу. Но даже один из вышеперечисленных уже говорит о том, что с мотором не все в порядке. Что делать в этой ситуации? Для начала стоит определиться с характером и интенсивностью потребления моторного масла:

  • двигатель начал расходовать моторное масло немногим выше нормы (до сих пор среди автовладельцев нет определенного ответа о той самой норме);
  • мотор «жрет» масло в огромных количествах (почти литр при относительно невысоком пробеге транспортного средства);
  • процесс происходит систематически. Владелец точно знает его уровень и периодическая проверка щупом указывает на то, что энное количество компонента постоянно исчезает в независимости от пройденного расстояния;
  • нестабильное потребление масла. Можно проехать длительную дистанцию при нормальном потреблении, но периодически двигатель начинает использовать его в повышенном количестве.

После этого сопоставляете результат с дополнительными симптомами, о которых пойдет речь ниже. Так будет легче понять, из-за чего начался повышенный расход. И поверьте, такими вещами «грешит» как отечественный, так и заграничный автопром, если неправильно эксплуатировать автомобиль.

Износ маслосъемных колпачков и колец

Если колпачки или кольца изношены/повреждены, то масло попадает в камеру сгорания. Причины износа этих деталей описаны ниже:

  • большой пробег;

  • перегрев двигателя;
  • неправильный тип или вязкость масла;
  • неправильный подбор присадок;
  • превышение оборотов;
  • частая работа мотора в режиме максимальной мощности;
  • холодный пуск.

Процедура ремонта в таком случае будет состоять из замены маслосъемных колпачков.

Неисправность клапана или каналов системы вентиляции картерных газов

Продукты сгорания топлива прорываются между поршневыми кольцами и стенками цилиндров, повышая давление в картере. Если клапан PVC неисправен, давление становится слишком большим и продавливает сальники и уплотнители. Течь остается, даже если произведена замена масла. Не все, у кого есть машина, понимают, почему исправность этой системы влияет на расход масла и не уделяют внимания ее проверке, что нужно делать во время каждой диагностики. В результате клапан выходит из строя, после чего каналы забиваются отложениями, но мотор не дымит и не теряет в мощности.

Плохая затяжка, усыхание, растрескивание или износ прокладок, сальников и манжет

Причина подтеков – перекошенный сальник

Болты, которые крепят накладные детали двигателя, необходимо периодически подтягивать. Ведь прокладки со временем или под влиянием высоких температур и неправильно подобранных присадок, усыхают или сжимаются. То же самое происходит с сальниками и манжетами. В результате возникают утечки масла.

Причины увеличения угара смазки в двигателе

Существуют две главные причины, по которым увеличивается угар:

  1. Неправильно подобранное или попросту некачественное (поддельное) масло. Необходимо заливать в двигатель масло с той вязкостью и теми допусками, которые рекомендует автопроизводитель. И стараться не покупать масла сомнительных торговых марок и не вызывающих доверия торговых точках.
  2. Жесткая эксплуатация двигателя. В частности, частая работа на высоких оборотах. При этом его температура значительно повышается, и нужно больше масла для смазки и охлаждения. Помните, что больше масла расходуется в холодное время года. Это связано с особенностями работы вентиляции картерных газов. Поэтому, чтобы уменьшать угар, старайтесь зимой прогревать машину на холостых оборотах!

Соблюдение этих простых рекомендаций позволит вам не только уменьшить угар масла, но и в целом продлить срок эксплуатации двигателя и его отдельных деталей.

Некоторые двигатели “жрут” масло из-за своей конструкции. К таким, например, относится двигатель N52 от компании BMW, устанавливаемый на многие модели этого немецкого автопроизводителя.

Уменьшение уровня масла происходит по двум причинам — из-за угара и утечки (большого расхода). Так что если масло подобрано верно, а режим езды умеренный, то при исправном двигателе чрезмерного расхода быть не должно. Но когда при этих же условиях смазка убывает, то имеет смысл выполнить поиск причины неисправности.

Какое выбрать при завышенном расходе

Перед заливкой масла важно заранее изучить руководство по использованию машины для уточнения необходимого индекса его вязкости. Выбирать нужно исходя из предписаний завода-производителя. Для бензинового двигателя используется масло с пометкой А, а для дизельного выделяется продукция с пометкой Е. В случаях, если завышенный расход связан с выгоранием из-за повышенных нагрузок на мотор, нужно выбирать масла с более крупными показателями высокотемпературной вязкости.

Мотору на дизеле одно масло, на бензине — другое

Рекомендуем:  Стоит ли менять масло в двигателе, если оно почернело?
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: