Неисправности датчика дроссельной заслонки

Как проверить и заменить датчик положения дроссельной заслонки

Желание узнать как проверить датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) появляется у каждого автолюбителя, желающего самостоятельно устранить его исправность. Проверка либо замена не требует специального инструмента, и не отличается трудоемкостью.

Признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки

Перед тем как перейти к описанию симптомов поломки ДПДЗ, имеет смысл вкратце остановиться на вопросе, на что влияет датчик положения дроссельной заслонки. Необходимо понимать, что основная функция указанного датчика состоит в определении угла, на который повернута заслонка. От этого зависит угол опережения зажигания, расход топлива, мощность двигателя, динамические характеристики машины. Информация от датчика попадает в электронный блок управления двигателем, и на ее основании компьютер посылает команды о количестве подаваемого топлива, угле опережения зажигания, что способствует образованию оптимальной топливовоздушной смеси.

Соответственно, неисправности датчика положения дроссельной заслонки выражаются в следующих внешних признаках:

  • Нестабильные, «плавающие», обороты холостого хода.
  • Двигатель глохнет во время переключения передач, либо после перехода с какой-либо передачи на нейтральную скорость.
  • Мотор может произвольно заглохнуть при работе на холостом ходу.
  • Во время езды имеются «провалы» и рывки, в частности, при разгоне.
  • Ощутимо снижается мощность двигателя, падают динамические характеристики автомобиля. Что очень заметно на показателях динамики разгона, проблемах при езде на машине в гору, и/или при ее значительной загрузке или буксировке прицепа.
  • На приборной панели активируется (загорается) сигнальная лампа Check Engine. При сканировании ошибок из памяти ЭБУ диагностический прибор показывает ошибку р0120 или другую, связанную с датчиком положения дроссельной заслонки и ее неисправностью.
  • В некоторых случаях отмечается повышенный расход топлива автомобилем.

Здесь же стоит отметить, что перечисленные выше признаки могут указывать и на проблемы с другими узлами двигателя, в частности, на неисправность дроссельной заслонки. Однако в процессе выполнения диагностики имеет смысл также проверить и датчик ДПДЗ.

Симптоматика неисправности датчика

В главном блоке управления заложена программа: если один из важных измерителей прекращает работу, топливовоздушная смесь готовится и подается по усредненным показателям, а на приборной панели включается предупреждающее табло Check Engine. Аварийный режим работы с повышенным расходом горючего служит явным признаком поломки какого-либо датчика.

Коварство ДПДЗ заключается в том, что он не ломается в привычном понимании. Когда резистивная пленка начинает истираться, сопротивление устройства меняется непредсказуемо. Контроллер то «видит» в цепи работоспособный датчик, то отмечает некорректные скачки напряжения и пытается перейти в аварийный режим. Отсюда определяется главный признак неисправности дроссельной заслонки – периодически мигающее табло Check Engine.

Рекомендуем:  Установка и подключение автомобильного сабвуфера к магнитоле и усилителю

Неполадка сопровождается изменением поведения двигателя, а точнее:

  • «трясучка» и самопроизвольные остановки мотора, работающего на холостом ходу;
  • разгонная динамика отсутствует, после нажатия педали газа наблюдаются рывки и провалы;
  • повышенные холостые обороты силового агрегата (1500–2500 об/мин);
  • машина «не тянет» вследствие потери мощности;
  • рывки ощущаются и в процессе езды;
  • расход горючего повышается на 10–25%!

Перечисленные признаки могут быть вызваны добрым десятком причин, начиная от неисправностей системы зажигания и заканчивая износом деталей двигателя. Вот почему важно отсеять неполадки, лежащие на поверхности, в том числе некорректную работу датчика положения дросселя.

Типичные неисправности ДПДЗ и способы его проверки

Изучать устройство и принцип работы ДПДЗ автолюбители берутся только тогда, когда мотор автомобиля начинает «барахлить». Однако не во всех бедах нужно винить датчик. Неисправность датчика положения дроссельной заслонки может сопровождаться следующими симптомами.

  1. Неустойчивая работа силового агрегата на холостых оборотах.
  2. Двигатель глохнет при резком сбросе оборотов с максимума до холостого хода.
  3. Двигатель не может достичь максимальной мощности.
  4. При движении автомобиля по ровной дороге с постоянным уровнем открытия дроссельной заслонки наблюдаются рывки.

Неисправная работа ДПДЗ обычно отражается в самодиагностике автомобиля. При этом загорается лампочка «Ошибка двигателя» («Check engine»), и машина переходит на работу в аварийном режиме. Компьютерная диагностика часто указывает при этом на проблемы с датчиком. Однако перед тем, как заменить деталь, необходимо проверить всю цепочку системы питания двигателя. Также не помешает произвести чистку дроссельной заслонки и проверить работу датчика Холла.

Самым надежным способом проверки работоспособности ДПДЗ будет установка исправного прибора, взятого с другого автомобиля или на разборке.

Как заменить датчик положения дроссельной заслонки

Процесс замены датчика положения дроссельной заслонки состоит из трех этапов: снятие старого датчика, установка нового и сброс ошибки о неисправной работе устройства из памяти электронного блок управления. Чтобы заменить ДПДЗ, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выключить зажигание, при этом клеммы с аккумулятора можно не сбрасывать, поскольку датчик будет обесточен;
  2. Далее требуется снять разъем с датчика и открутить винты крепления (чаще всего два);
  3. После этого начинается процедура установки нового датчика. Аккуратно требуется соединить торец оси заслонки с посадочным местом датчика;
  4. Поворачивая датчик по кругу, необходимо совместить отверстия и вкрутить винты;

  5. Следом наденьте разъем;
  6. Чтобы сбросить ошибку из памяти контроллера, снимите клеммы аккумулятора на ночь (более чем на 8 часов), за это время память должна обнулиться. Если удалить ошибки не получилось, можно попробовать продолжить эксплуатацию машины в «щадящем режиме», дожидаясь пока электронный блок управления самостоятельно ее сбросит. Более надежный вариант – обратиться к мастерам на сервисе для сброса ошибки мотортестером.

Следует отметить, что некоторые современные датчики требуется не только заменить, но и отрегулировать. Например, в машинах компании АвтоВАЗ регулировка датчика положения дроссельной заслонки не требуется, но во многих иномарках она необходима.

Какие бывают датчики положения дроссельной заслонки?

Датчик положения дроссельной заслонки установлен на корпусе дросселя. По конструкции датчики положения дроссельной заслонки бывают:

  • Контактного типа — с потенциометром.
  • Бесконтактного типа — магнитные на эффекте Холла и индуктивные (катушка).

По способу установки:

  • Отдельно установленный датчик.
  • Встроенный в корпус привода заслонки.

Неполадки ДПДЗ и их диагностирование

Как известно, вечных деталей для автомобилей еще не придумали. И поломку ДПДЗ можно предусмотреть, для этого необходимо поинтересоваться возможными причинами выхода из строя этой детали. Вот основные из них:

  1. Истирание напыленного слоя основы, что служит для перемещения ползуна (результат – неправильные результаты показаний ДПДЗ).
  2. Выход из строя сердечника подвижного типа (результат – ухудшение контактов между ползунком и резистивным слоем).

Как же самому разобраться в неполадках с этим датчиком? Для этого можно провести самостоятельное диагностирование работы своего диагностирования:

  1. Прислушайтесь к работе двигателя ВАЗ-2110 на холостом ходу:
    • поломка очевидна, если вы заметите, что его обороты находятся в «плавающем» состоянии;
  2. Резко сбросьте педаль газа:
    • неисправность присутствует, если движок после этого действия остановится.
  3. Наберите скорость:
    • неполадка ДПДЗ есть, если автомобиль начнет двигаться рывками, что свидетельствует о неправильной подаче топлива в систему.

Специалисты утверждают, что чаще всего датчик выходит из строя при сильном загрязнении резистивной дорожки или ее полного обрыва. Чтобы убедиться в обратном, нужно проверить рабочее состояние ДПДЗ.

Самостоятельная проверка работы ДПДЗ

Прежде чем ремонтировать и заменять датчик, надо самостоятельно проверить пластину и стенки дроссельной заслонки. Поскольку их очистка может восстановить работоспособность устройства, при наличии нагара следы загрязнений удаляются. Для этого используется чистая тряпка и очистительное средство для карбюратора.

Пошаговая инструкция по проверке ДПДЗ с помощью мультиметра

Инструкция пошаговой проверки ДПДЗ с помощью мультиметра выглядит так:

  1. Сначала надо проверить наличие заземления и убедиться, что контроллер подключен к источнику опорного напряжения. Далее можно приступать непосредственно к проверке ДПДЗ.
  2. От регулятора отключается штекер с проводкой. Необходимо произвести визуальную диагностику колодки и клеммы на предмет повреждений или загрязнений.
  3. Берется тестер, и на нем выставляется необходимый режим, например, 20 В. Ключ в замке прокручивается, чтобы активировать зажигание, при этом силовой агрегат запускать не нужно.
  4. Красный щуп тестера соединяется с положительной клеммой АКБ, а черный подключается к каждому из трех контактных элементов на штекере датчика. В результате один из контактов при соединении покажет напряжение 12 вольт (это заземление). Надо запомнить цвет данного проводника. Если контактный элемент не показывает 12-вольтное напряжение, это говорит о неисправности электроцепи, по которой подключен регулятор. В результате отсутствия заземления контроллер не сможет эффективно работать, поэтому надо определить поврежденный провод и заменить его.
  5. Зажигание в автомобиле отключается.
  6. Затем черный щуп тестера надо подключить к контакту заземления на колодке ДПДЗ.
  7. Ключ в замке прокручивается, чтобы активировать зажигание. Мотор машины не запускается.
  8. Красный контакт мультиметра надо соединить с каждым оставшимся выходом на колодке. На одном из них уровень напряжения должен составить порядка 5 вольт. Этот контактный элемент предназначен для передачи опорного напряжения на контроллер. Третий выход является сигнальным.
  9. Если диагностика показала, что 5-вольтное напряжение на контактах отсутствует, это говорит о дефекте проводки. Надо определить поврежденный кабель и заменить его.

Чтобы убедиться в том, что контроллер выдает корректный сигнал, потребуется две скрепки. Их могут заменить два куска провода.

Для тестирования нужно произвести следующие действия:

  1. Красный выход мультиметра соединяется с сигнальным контактом контроллера. Черный необходимо подключить к кабелю заземления.
  2. Ключ прокручивается в замке, производится активация зажигания.
  3. Необходимо удостовериться в том, что заслонка дроссельного узла полностью закрыта.
  4. Тестер должен показать параметры в промежутке от 0,2 до 1,5 вольта. Этот момент надо уточнить в сервисной книжке, поскольку все зависит от конкретной модели авто.
  5. Если диагностика показала 0 вольт, надо убедиться, что был выбран правильный режим тестера. Обычно измерение производится в диапазоне 10–20 вольт. Если показания все равно составляют 0 вольт, диагностика продолжается.
  6. Затем надо постепенно открыть заслонку полностью. Если есть помощник, он может нажать на педаль газа.
  7. Когда заслонка открыта, на тестере должно отобразиться значение в 5 вольт. При медленном открытии заслонки показатель напряжения должен постепенно увеличиваться. Если при различных положениях происходят скачки либо зависание рабочего параметра, контроллер функционирует некорректно, требуется его замена.
  8. После завершения проверки зажигание отключается.

Для автомобилей ВАЗ диагностика работы контроллера выполняется так:

  1. Заслонка полностью закрывается. Ключ вставляется в замок, активируется зажигание.
  2. С помочью тестера выполняется диагностика значения напряжения на выходе контроллера. Этот параметр должен составить не выше 0,7 вольта. Чтобы точно определить выход, необходимо посмотреть на разъем. Два проводника от него идут на массу и питание, а третий — выходной.
  3. После выполняется открытие заслонки, при этом величину напряжения необходимо проверить еще раз. Полученный параметр должен составить не менее 4 вольт.
  4. Затем измеряется напряжение при открытии и закрытии заслонки. Когда данное устройство меняет положение, рабочая величина должна изменяться плавно, без скачков.

Канал AvtoTechLife рассказал о разных способах проведения проверки работоспособности датчика.

Рекомендуем:  Подогрев боковых зеркал своими руками
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: