Усилитель для сабвуфера в машину своими руками.

Вещь, о которой мы сейчас расскажем, как понятно из названия статьи, является самодельным усилителем для сабвуфера, в народе называемом «Саб». Устройство имеет активный фильтр НЧ, построенный на операционных усилителях, и сумматор, обеспечивающий ввод сигнала с выхода стерео.

Поскольку сигнал для схемы берется с выходов на акустические системы, нет необходимости вмешательства в работающий усилитель. Получение сигнала с динамиков имеет еще одно преимущество, а именно — позволяет сохранить постоянное соотношение громкости сабвуфера к стереосистеме.

Естественно, усиление канала сабвуфера можно регулировать с помощью потенциометра. После отфильтровывания высоких частот и выделения низких (20-150 Гц), звуковой сигнал усиливается с помощью микросхемы TDA2030 или TDA2040, TDA2050. Это дает возможность настройки выходной мощности басов по своему вкусу. В этом проекте успешно работает любой динамик НЧ с мощностью более 50 Ватт на сабвуфер.

Инструменты и материалы

Внутренняя схема усилка

Если вы решили оборудовать свой автомобиль качественной магнитолой на 12 вольт, для обеспечения хорошего звучания потребуется сабвуфер и усилитель.

Для изготовления усилителя в машину вам потребуется подготовить несколько элементов, в частности, речь идет о четырех устройствах:

  • блок усилителя импульсов;
  • устройство обработки импульса;
  • преобразователь напряжения от 12 вольт до 40;
  • устройство выпрямителя и коммутации.

Чтобы сделать автомобильный усилитель, эти блоки можно соорудить своими руками или приобрести уже готовые. Второй вариант будет более актуальным для тех, кто желает сэкономить время. Рассмотрим все эти элементы по порядку.

Блок усилителя низких частот представляет собой плату типа TDA 7294 — такой вариант будет наиболее оптимальным для усилка к автомагнитоле на 12 В. Цена на такой девайс в среднем составляет около 200 рублей. Следует отметить, что технические особенности схемы дают возможность ей хорошо выполнять свои функции, в частности, на выходе схема может выдавать до 100 Ватт мощности. Учтите, что эта схема является одноканальной, но и этот нюанс можно преодолеть.

Схема для изготовления девайса

Выходные транзисторы должны быть обеспечены охлаждением, чтобы сделать это, элементы можно загнуть к плате, при этом их контакты должны быть расположены вверх. После этого на контактные поверхности необходимо нанести термопасту и положить диэлектрическую пленку, а уже потом поверх монтируются радиаторы. Благодаря этому вы сможете немного уменьшить габариты последних и в целом сэкономить место в корпусе.

Поскольку установка сабвуфера подразумевает использование усилителя для авто, из поступающего импульса нужно будет выделить именно низкий диапазон частот. Сама по себе используемая схема является одноканальной, так что на входе в устройство обработки импульса необходимо поставить сумматор каналов. Это позволит преобразовать двухканальный импульс в одноканальный.

Усилитель для сабвуфера в машину подразумевает использование устройства преобразования напряжения или трансформатора от 12 до 40 вольт. Для этой цели можно использовать схему TL-494. В принципе, в продаже можно найти и другие варианты, но этот оптимально подойдет для тех автовладельцев, у которых нет опыта в изготовлении усилков. Тем более, что эта схема отлично подходит для сабвуфера и усилителя на 12 вольт по техническим параметрам — она позволяет обеспечить наиболее мощный импульс.

Схема самодельного устройства

Рекомендуем:  Диагностика авто как проверить катушку зажигания мультиметром на работоспособность

Что касается устройства выпрямления и коммутации, то этот девайс состоит из нескольких компонентов:

  1. Устройство коммутации, необходимое для оповещения водителя о готовности или неготовности усилка к работе. Оповещение осуществляется благодаря двум диодам — красному и зеленому.
  2. Устройство выпрямителя. Этот девайс необходим для стабилизации импульсов, которые передаются на основной блок управления.

Перед тем, как сделать усилитель для сабвуфера на 12 вольт, необходимо подготовить один из основных компонентов устройства — корпус. Разумеется, этот элемент нужен, иначе куда производить установку схемы? Как вариант, корпус можно соорудить своими руками из фанеры или приобрести готовый, все зависит только от ваших возможностей и предпочтений. Например, подключение усилителя может осуществляться в корпус от DVD-проигрывателя. Такой девайс имеет небольшие размеры, обычно стильный дизайн, а его разъемы при необходимости можно переделать для подключения к автосабвуферам.

Более оптимальным вариантом будет использование алюминиевого и, что самое главное — целого корпуса, который также может выполнять функцию радиатора. Как известно, во время работы схемы нагреваются, в результате чего при использовании деревянного корпуса при изготовлении придется продумывать систему охлаждения. Причем эта система должна быть наиболее качественной. Более того, в некоторых случаях необходимо даже делать активное охлаждение. Поэтому использование алюминиевого корпуса является наиболее оптимальным вариантом (автор видео — AKA KASYAN).

Описание устройств

Под термином сабвуфер подразумевается акустическая колонка либо система, способная воспроизводить звуковые волны в частотном диапазоне 20-120 Гц. В основу работы положен принцип преобразования электрических сигналов от усилителя в звуковые. Для этого используется электромеханическое устройство — динамик, который имеет специальную конструкцию, обеспечивающую генерацию низкочастотных звуковых сигналов. Для улучшения звучания он установлен в корпусе, имеющем строго определенный объем. Детали корпуса и подвес динамика не должны создавать посторонних звуков (скрипа).

Конструктивные особенности сабвуферов

Для установки динамика имеется несколько конструкций:

  1. Открытая установка динамика или неограниченный акустический экран. Элемент размещается на ящике, имеющем большой объем. На автомобиле подобным ящиком является багажный отсек в машинах с кузовом типа седан.
  2. Установка в малогабаритный закрытый ящик. Размеры ящика накладывают ограничения на частотные диапазоны, срезая самые низы.
  3. Фазоинверторный корпус. В подобном устройстве применяется канал, имеющий определенные габаритные размеры. В основу фазоинвертора положен эффект встречи волн, излучаемых внешней и внутренней стороной динамика.
  4. Полосовой корпус, который представляет собой фазоинвертор с дополнительной переборкой. Динамик располагается внутри, на перегородке. Звук передается через отверстие фазоинвертора. Конструкция применяется для создания малогабаритных устройств с улучшенными параметрами звучания.
  5. Корпус пассивного излучателя, представляющего собой сочетание активного и пассивного динамиков с идентичными характеристиками. Элементы работают в противофазе. За счет расстояния и размеров, которые рассчитываются для каждого устройства индивидуально, удается получать чистый звук с низкой частотой.

Описание работы схемы усилителя

Стерео сигнал подается на разъем In через C1 (100nF) и R1 (2,2 М) на первом канале и C2 (100nF) и R2 (2,2 М), в другом канале. Затем он поступает на вход операционного усилителя U1A (TL074). Потенциометром P1 (220k), работающем в цепи обратной связи усилителя U1A, выполняется регулировка усиления всей системы. Далее сигнал подается на фильтр второго порядка с элементами U1B (TL074), R3 (68k), R4 (150к), C3 (22nF) и C4 (4,7 nF), который работает как фильтр Баттерворта. Через цепь C5 (220nF), R5 (100k) сигнал поступает на повторитель U1C, а затем через C6 (10uF) на вход усилителя U2 (TDA2030).

Рекомендуем:  Обзор и выбор термокейсов для АКБ: как сделать утеплитель для аккумулятора своими руками

Конденсатор С6 обеспечивает разделение постоянной составляющей сигнала предусилителя от усилителя мощности. Резисторы R7 (100k), R8 (100k) и R9 (100k) служат для поляризации входа усилителя, а конденсатор C7 (22uF) фильтрует напряжение смещения. Элементы R10 (4.7 k), R11 (150к) и C8 (2.2 uF) работают в петле отрицательной обратной связи и имеют задачу формирования спектральной характеристики усилителя. Резистор R12 (1R) вместе с конденсатором C9 (100nF) формируют характеристику на выходе. Конденсатор C10 (2200uF) предотвращает прохождение постоянного тока через динамик и вместе с сопротивлением динамика определяет нижнюю граничную частоту всего усилителя.

Полезное:  Копируем схему фирменного усилителя и сравниваем результат звучания

Защитные диоды D1 (1N4007) и D2 (1N4007) предотвращают появление всплесков напряжений, которые могут возникнуть в катушке динамика. Напряжение питания, в пределах 18-30 В подается на разъем Zas, конденсатор C11 (1000 — 4700uF) — основной фильтрующий конденсатор (не экономьте на его ёмкости). Стабилизатор U3 (78L15) вместе с конденсаторами C12 (100nF), C15 (100uF) и C16 (100nF) обеспечивает подачу напряжения питания 15 В на микросхему U1. Элементы R13 (10k), R14 (10k) и конденсаторы C13 (100uF), C14 (100nF) образуют делитель напряжения для операционных усилителей, формируя половину напряжения питания.

Видеоинструкция как подключить магнитолу через блок питания

Мы очень надеемся на то что в данной статье вы нашли ответы на свой вопрос, оцените пожалуйста статью по 5 бальной шкале, если у вас есть замечания, пожелания или вы знаете что-то, что не указано в данной статье сообщите об этом нам! Оставьте свой комментарий ниже. Это поможет сделать информацию на сайте ещё более полезной.

Старой немецкой, цифровой, кассетной автомагнитолы. А теперь вы увидите как этот, в общем то не нужный сам по себе девайс, превратится в отличный музыкальный центр. Прежде всего корпус — самая проблемная часть любого радиолюбительского устройства. Уверен, у многих из вас лежит в диване немало всяких плат и схем, так и не дождавшихся завершения конструкции в хорошем корпусе.

Предлагаю в данном случае, использовать для корпуса к музыкальному центру небольшую акустическую колонку подходящих размеров. Именно такая и оказалась у меня (к тому же без пары — вторая сгорела) в сарае. В ней установлен неплохой СЧ динамик и блок фильтров. Всё это вытаскиваем — пригодится для других целей, а внутрь устанавливаем саму и блок питания.

Нижнюю часть лицевой стороны колонки (ведь магнитола по высоте гораздо меньше), закрываем слегка укороченной ДВП, на которой крепился динамик колонки. Хоть к данному музыкальному центру и планируются подключаться внешние колонки, всё же на всякий случай оснастил паруваттным динамиком и переднюю панель корпуса. Родной динамик 20ГДС к сожалению не подошёл — как оказалось СЧ он и есть СЧ. Ни басов ни верхов он выдать не может. Пришлось ставить 3ГД от бобинного магнитофона.

Сзади корпуса выпиливаем небольшое окно, которое будет закрываться пластиной с гнёздами, и разъёмами для подключения сетевого провода, колонок, антенны и линейного входа. Последний тоже будет присутствовать в этом музыкальном центре для подключения через него . Ещё одно гнездо выводит наружу два провода от динамика — для экспериментов. Ведь часто нужно что-то испытать звукоизлучающее испытательное, а колонками рисковать не хочется. Панель разъёмов после покраски и высыхания прикручиваем к задней стенке корпуса четырьмя шурупами.

Переключение между ФМ-приёмником автомагнитолы и линейным входом, производится кнопкой АМ — ФМ на панельке магнитолы. В режиме АМ сигнал на темброблок и усилитель не поступает, так как я перерезал соответствующие дорожки на плате — а вы когда в последний раз слушали средние волны?:)

Декоративно — защитная сеточка от колонки обрезается так чтоб как раз закрывала переднюю часть корпуса до автомагнитолы. Для красоты её красим в чёрны цвет баллончиком с краской — аэрозолью для авто.

Трансформатор можно было взять , но под руку попался хороший обычный — от бобинника. Мощность его 60 ватт и две обмотки по 12В 2А. Сначала хотел было собрать небольшой стабилизатор — для улучшения басов, но отказался от этой идеи, так как регулирующий элемент будет ощутимо греться, а в корпусе и так вентиляция не очень. В общем два диода и три конденсатора по 4700 мкф 25В прекрастно справились с обеспечением питания. 17В на холостом ходу и 14В при максимальной громкости — результат вполне нормальный. И всё бы ничего, но вот гудение самого трансформатора, точнее его пластин, поставило на таком блоке питания крест. Сколько уже у меня валяется в сарае таких шумных трансов! И с этим дефектом как правило справиться невозможно — пробовал и поджимать, и заливать, а всё без толку. Придётся использовать компьютерный .

Вот с ним уже проблемы отпали. И стабильность, и отсутствие фона, и малые размеры. Короче, на медь все эти старые тяжёлые трансформаторы!

Осталось приладить переднюю декоративную панель, вставить шнур питания, и включить кнопку POWER автомагнитолы. Звук — полный отпад! Всё — таки MPC1230 это вам не TDA1555. А пятиполосный эквалайзер делает спектр звучания именно таким, каким он и нужен для меня. Не в обиду ламповым усилителям скажу, что этот самодельный музыкальный центр слушать ещё приятнее. Даже тупая попса в исполнении Леди Гага, заставила меня с удовольствием слушать этот аппарат. Короче, этим музыкальным центром я доволен так, что наверное поставлю его как усилитель компьютера, вместо небольшого лампового УНЧ, что служил мне последние пару лет.

Рекомендуем:  Как настроить зеркала в автомобиле: учимся правильно регулировать

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: