Свечи зажигания

Система зажигания является одной из наиболее важных систем каждого двигателя с искровым зажиганием. Свечи отвечают за генерацию искры в цилиндрах двигателя. Искровая свеча используется во всех типах системы зажигания: контактной, бесконтактной и электронной. Ведущими производителями выступают такие фирмы как: Denso, NGK, Bosch, Champion, Beru. Устройство свечи зажигания представляет собой керамическую трубку с проводником по центру и металлическим электродом сбоку.

Грамотно подобранные свечи зажигания, взаимодействуя с качественным топливом, прослужат без замены на протяжении достаточно большого пробега автомобиля. В среднем, это 30–60 тыс. км, а если это иридиевые или платиновые – то намного дольше. Именно поэтому, делая подбор свечей зажигания, так важно хорошо разбираться в маркировке, видах и их назначению, такие знания помогут выбрать лучшие свечи для вашего транспорта.

Как часто нужно менять свечи зажигания в автомобиле?

Свечи зажигания в номенклатуре запчастей относятся к расходным материалам. Это и понятно: их ресурс ограничивается производителем и находится в диапазоне от 15-30 тыс. километров (для стандартных никелевых свечей) до 100 и более тысяч (для иридиевых свечей).

Рекомендованное автопроизводителем использование дорогих свечей с более высокими показателями долговечности иногда обусловлено конструкцией автомобиля: для их замены необходимо совершить достаточно трудоёмкие операции, требующие к тому же квалификации (например, оппозитные двигатели Subaru или двигатель Chevrolet Captiva).

В модельном ряде Opel и Ford бензиновые двигатели особенно чувствительны к длительным пропускам зажигания при выходе из строя хотя бы одной свечи, что может привести к поломке дорогостоящего блока зажигания. Поэтому интервал их замены в таких моделях не должен превышать более 20–30 тыс. км.

На двигателях, использующих в качестве топлива природный газ, интервал замены сокращается до 10 тыс. км пробега: температура сгорания газа выше и свечи зажигания подвергаются большим температурным нагрузкам, чем в бензиновых двигателях.

Импортные устройства

На импортные СЗ обозначения наносят по аналогии с российскими, но с использованием других буквенно-цифровых символов, что может ввести автовладельцев в некоторое заблуждение. Хотя, в целях упрощения выбора на упаковку наносится информация о том, на каких ТС они могут использоваться. Кроме того, маркировку импортных устройств можно расшифровать по специальным таблицам заменяемости. Но остановимся на образцах, наиболее востребованных у автовладельцев, более подробно. Рассмотрим для примера маркировку устройств ведущих брендов.

Ассортимент импортных свечей

Свечи NGK

Предприятие NGK (Япония) называют лидером по выпуску СЗ. Его изделия признаны максимально качественными и надёжными. Маркируются свечи NGK таким образом:

  • отечественные устройства А 11 являются аналогом изделий B 4 H;
  • А 17 ДВР заменяются на BPR 6 ES.
Рекомендуем:  Как правильно сделать подтяжку ремня генератора?

Расшифровывается маркировка изделий NGK довольно просто. В частности, В4Н:

  • буквенный символ В прописывает диаметр и шаговый показатель резьбы, в данном случае это М14х1.25, другие возможные обозначения А/С/D/J;
  • цифровой символ 4 указывает калильное значение — этот показатель варьируется в интервале 2-11;
  • буквенный символ Н обозначает величину резьбы (12.7мм).

Маркировка свечей NGK Обозначение BPR 6 ES указывает, что это изделие, оснащенное стандартной резьбой, проекционным изолятором (Р), в наличии резистор (R), калильный коэффициент 6, размер резьбы 17.5мм (Е), символ S говорит об индивидуальных свойствах изделия.

Наличие цифрового символа в конце (обычно через дефис) указывает, что у электродов имеется зазор такой величины.

Искрообразователи Bosch

Продукция компании Bosch не нуждается в представлении. Допустим, артикул WR 7DC имеет такую расшифровку:

  • символ W – резьба со стандартными параметрами (14);
  • символ R – наличие резистора, препятствующего помехам;
  • цифровой символ 7 — калильное значение;
  • буква D — величина резьбы (19мм);
  • буква С – электрод из медного сплава, другие возможные обозначения – O (обычный сплав), S (серебряный элемент), P (платиновый).

Изделия маркировкой WR 7DC являются аналогом отечественных свечей А 17 ДВР, которые работают с двигателями вазовских машин.

Маркировка свечей Bosch

Чешские устройства Brisk

Предприятие с 35-го года прошлого столетия выпускает СЗ, которые пользуются неизменным спросом у наших автомобилистов.

Артикул на свечах этого производителя, например, DOR 15 YC имеет следующую расшифровку:

Читайте также:  Регулировка привода выключения сцепления (рабочего хода педали сцепления) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях

  • буквой D обозначается резьба размера «стандарт» (1.25мм), ориентированная под ключ 14, с размером корпуса 19мм;
  • буквенный символ О указывает на специальную конструкцию изделия, выполненную по регламенту ISO;
  • буквой R обозначено наличие резистора, а символом Х обозначается способность сопротивления электродов к формированию нагара;
  • цифра 15 – это калильный показатель, который может варьироваться в интервале 8-19 (при этом индекс 13 производителем не проставляется);
  • буквой Y обозначен выступающий разрядник;
  • символ С указывает на головной электрод выполненный из меди;
  • 1 (мм) — зазор у электродов.

Свечи Brisk

Устройства Beru

Производителем Beru (Германия) выпускаются свечи и прочие комплектующие премиум-качества. Изделия маркируются, например, как 14 R-7 DU, что расшифровывается так:

  • 14 – размер резьбы (14×1.25мм);
  • R – имеется резистор;
  • 7 – калильный коэффициент (интервал 7-13);
  • D – величина резьбы (19мм) с прокладкой-уплотнителем под конус;
  • U – головной электрод из сплава медь+никель.

На примере другого обозначения – 14 F-7 DTUO – поясним, что маркирование несколько изменяется: значения величин СЗ — стандарт, причем гайка меньше установочного пространства (F), может применяться только в «маломощных» моторах с уплотнителем (Т), головной элемент изделия усилен (О).

Свечи Beru

Устройства Denso

Эта компания маркирует свои изделия так – SK 16 PR-A 11, что расшифровывается следующим образом:

  • S – головной электрод диаметром 0.7мм из иридия, электрод с боку оснащен платиновой накладкой;
  • K — диаметр шестигранника;
  • 16 — калильный коэффициент;
  • Р – выступающий на 1.5мм головной электрод;
  • R – есть резистор;
  • A — параметр конкретно для этой модификации СЗ;
  • 11 — размер зазора.
Рекомендуем:  Замена датчика заднего хода ВАЗ 2107

Отметим, что буквенные обозначения на устройствах Denso могут изменяться в зависимости от серии изделия.

Свечи Denso

Устройства Champion

Изделия этого бренда подписаны по аналогии с другими свечами. Например, обозначение RN 9 BYC 4 это:

  • R — наличие резистора (при указании символа Е – изделие оснащено экраном, O- проволочным резистором);
  • N – стандартная величина резьбы (10мм);
  • 9 — калильное значение (интервал 1-25);
  • BYC – головной электрод из меди с двумя боковыми элементами (изделия конструкции «стандарт» маркируется символом А);
  • 4 — зазор у электродов.

Свечи Champion

Из каких материалов делают свечи зажигания?

Кроме всего прочего, свечи различаются и по материалу, из которого они изготовлены. Свечи могут быть одно или биметаллическими, но так как времена, когда свечи производились только для советской техники прошли, в нынешнее время изготавливаются из двух металлов – медного (или хромо-никелевого) сердечника и стальной оболочки. Такой метод применяется чтобы обеспечивать быстрый и надежный пуск двигателя, а также быстрый отвод тепла во время работы, поскольку стальная оболочка быстро прогревается на начальном этапе работы, а медный сердечник хорошо отводит тепло при рабочей температуре от 500 до 900 °C.

Но для повышения устойчивости к коррозии и, соответственно, увеличения срока службы, такую классическую компоновку разбавляют тем, что на центральный электрод делают напайку, из сплавов стали и других дорогих металлов типа платины, иридия, палладия или вольфрама или полностью заменяют медный сердечник.

Основные виды автомобильных свечей зажигания

Условно всё многообразие свечей зажигания можно разделить на три класса:

  1. Традиционные двухэлектродные – их конструкция подробно описана выше – самый распространённый класс;
  2. Многоэлектродные – по масштабам применения уступают традиционным. Однако достаточно популярны среди автолюбителей;
  3. Факельные и форкамерные (или плазменно-форкамерные) – вначале применялись в спортивных автомобилях, а затем и в обычных легковых машинах, однако их область применения в настоящее время ограничена уровнем доверия автомобилистов.

Даже незначительные конструктивные изменения серьёзно влияют на работу традиционных двухэлектродных свечей. Например, на некоторых моделях выполняется V-образная высечка на поверхности центрального электрода или U-образное углубление на поверхности бокового электрода. Конечно, эти изменения не продлевают срок службы свечи, но зато способствуют увеличению области искрообразования. В некоторых типах двигателей для улучшения процесса искрообразования используются свечи с удлинённым центральным электродом.

Двухэлектродные свечи зажигания

В большом классе традиционных двухэлектродных свечей обычно выделяют два подкласса:

  • Свечи, у которых центральный электрод выполнен из однородного металла;
  • Биметаллические – на рабочую поверхность центрального электрода наносится покрытие из другого металла, улучшающее характеристики свечи.

Основные преимущества традиционных свечей – цена и проверенная временем надёжность.

Главные недостатки – ограниченный срок службы, нестабильные параметры искрообразования, низкая эффективность в условиях холодного пуска двигателя.

Использование биметаллических соединений и стало основным направлением в совершенствовании двухэлектродных свечей. Прежде всего, изменения коснулись материала сердцевины электродов: если материалом однородных электродов была никельсодержащая сталь, то сердцевину новых электродов стали изготавливать из меди.

Рекомендуем:  Характерные неисправности автомобильного кондиционера и способы их устранения

Такая технология позволила улучшить теплоотвод с рабочей поверхности центрального электрода и, как следствие, снизить интенсивность электроэрозионных процессов, а значит увеличить срок службы свечи. У бокового электрода эта технология повысила антинагарные свойства.

Следующим этапом использования биметаллических соединений стало применение в материале центрального электрода благородных металлов: иридия и платины (а точнее их сплавов). Так появились платиновые и иридиевые свечи зажигания.

Иридий обладает высокой тугоплавкостью (температура перехода в жидкое состояние 2450°С) и повышенной стойкостью к электрохимической коррозии. Благодаря этим свойствам инженерам удалось не только резко увеличить долговечность свечей зажигания, но и улучшить другие характеристики. Дело в том, что за счёт повышенной прочности удалось резко (в несколько раз) уменьшить диаметр центрального электрода (до 0,4 мм), что в свою очередь снизило напряжение искрообразования и повысило его эффективность.

Иридиевая свеча зажигания

Схожие с иридиевыми имеют характеристики и платиновые свечи зажигания. Главный и, пожалуй, единственный недостаток платиновых и иридиевых свечей – высокая цена. Может быть, сюда можно отнести ещё и обслуживание: если у обычных свечей допускается механическая очистка от нагара, то к платиновым и иридиевым элементам нужно относиться значительно бережнее.

Многоэлектродные свечи зажигания

В многоэлектродных свечах зажигания боковых электродов несколько и расположены они, как правило, по окружности вокруг центрального электрода.

Многоэлектродная свеча зажигания

Искрообразование между центральным и одним из боковых электродов происходит случайным образом, причём при выходе из строя какого-либо бокового электрода его функции «перебрасываются» на соседний электрод. Главное преимущество таких свечей в снижении нагрузки на единственный боковой электрод по сравнению с традиционной схемой и, соответственно, повышенный по сравнению с двухэлектродным аналогом срок службы.

Кроме того в двухэлектродной свече боковой электрод в силу ассиметричного расположения (по отношению к центральному электроду) экранирует часть пространства за собой. Из-за этого зона искрообразования получается также асимметричной по отношению к оси свечи. При многоэлектродной конструкции такого не происходит, и топливо сжигается эффективнее.

Основные недостатки многоэлектродных свечей – это достаточно высокая стоимость и большее время на восстановление (высыхание) после холодных пусков.

Форкамерные свечи зажигания

В форкамерных свечах пространство вокруг центрального электрода по форме напоминает сопло ракетного двигателя.

Форкамерная свеча зажигания

Высоковольтный разряд между электродами преобразуется в плазменный сгусток, который, благодаря геометрии межэлектродного пространства, вместе с продуктами сгорания «выстреливается» в цилиндры двигателя. Таким образом формируется объёмный поджиг топлива, который в отличие от традиционного (скорее точечного в этой терминологии) поджига, обеспечивает более эффективное и полное сгорание.

На практике форкамерные свечи показали действительно хорошие результаты при эксплуатации на высоких оборотах, а на пониженных оказались хуже традиционных. К тому же и стоят они дороже предыдущих классов. Поэтому использование форкамерных свечей в легковых автомобилях массового спроса ограничено как технически, так и экономически.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: