Мастерим контроллер ходовых огней без использования сложных микросхем

Контроллер ДХО представляет собой устройство, использующееся для контроля работоспособности дневных ходовых огней. С помощью этого девайса обеспечивается более стабильная и оптимальная работа оптики, что позволяет оптимизировать функциональность электросети в целом. Подробнее о том, как соорудить такой девайс в домашних условиях, вы сможете узнать из этой статьи.

Простейшая схема

Другим преимуществом подобного рода оборудования, представляется возможность его подключения по заранее предоставленной со стороны производителя схеме.

При включении ближнего света на минусе ДХО появится плюс и они выключатся, конечно при включении дальнего света они опять заработают. В остальном схемотехника дублируется. Однако далеко не каждые лампы подойдут для использования в качестве ходовых огней.

В такой момент последний будет электрически нейтральным.

А теперь он экономит на бензине 35 рублей в год! Последовательность подключения контактов та же что и в третьем методе, только 86 контакт следует подсоединять к лампе давления масла, которая находится на приборной панели.

Если вы уверены в своих силах, то прежде чем приступить к работе внимательно изучите правила установки ходовых огней на легковой автомобиль. Реле К1 — автомобильное, Здесь будет использоваться 4 контактное реле, генератор и датчик давления масла. Это один из вариантов, который не рассматривается законом, как ДХО, поскольку светодиодная лента является больше элементом тюнинга, чем элементом освещения.

Если такового нет, то потребуется установить реле по цепи ближнего света в соответствии с приведёнными выше схемами. Последняя потребуется для того чтобы стягивать термоусадочные трубки. Схема подключения дневных ходовых огней Если в качестве габаритов у вас установлены лампы накаливания, можете этот принцип использовать для габаритов. Их нельзя применять, если в габаритах установлены светодиоды. Если свет будет слишком ярким, дневные огни будут светить как «габаритки», что недопустимо.

Если время присутствия импульсов более 5 с, то ДХО автоматически включается. Кроме этого, блок отключает светодиоды при включении головного света.

Важно: нельзя производить крепление проводов к топливопроводу, шлангам под давлением и трубке радиатора. При этом не забудьте, что они полярные. В этом случае сверлят отверстия, и крепление производят с помощью саморезов. Это полностью продуманный узел, не требующий проведения никаких сложных манипуляций. Гаснут при включении габаритов. Как подсоединить ходовые огни правильно, просто и гениально

Как выбрать дневные ходовые огни

Еще недавно для привлечения внимания к автомобилю водители включали ближний свет фар. Использование дневных ходовых огней позволяет исключить некоторые недостатки, которые появляются при использовании штатной оптики в дневное время.

  1. ДХО повышают срок службы ламп головного света. Частое включение и выключение ближнего света негативно отражается на долговечности лампочек. Особенно это касается световых приборов с улучшенной светоотдачей, типа +30%!, +50%!и т. д.
  2. При использовании ДХО исключается включение габаритных огней и подсветки номера. Это позволяет снизить потребление электроэнергии и не ухудшить читаемость стоп-сигналов.
  3. Наличие автоматического включения ДХО позволяет бороться с забывчивостью автовладельца. Не включив штатную оптику днем, автомобилист рискует получить штраф. А если оставить ближний свет фар при выключенном двигателе, то аккумулятор быстро разрядится.

Перед тем, как браться за подключение дневных ходовых огней, следует учесть ряд факторов, влияющих на выбор модели ДХО.

Во-первых, многое зависит от места установки и дизайна автомобиля:

  • Дополнительная оптика может иметь прямоугольную или круглую форму. Здесь решающую роль сыграет конструкция бампера и внешний вид «передка» машины.
  • Размер фонарей определяется той нишей, которая имеется в бампере или воздухозаборнике авто.
  • Яркость свечения каждого блока зависит от количества светодиодов. Она должна находиться в пределах 150-330 люменов.

Вторым важным фактором при выборе дневных ходовых огней будет соблюдение нормативных требований. При установке необходимо выдержать несколько основных характеристик:

  • Высота от уровня земли до фонарей должна находиться в пределах от 250 до 1500 мм.
  • Расстояние от крайней боковой точки авто до фары не должно превышать 400 мм.
  • Между двумя фонарями ДХО минимальное расстояние составляет 600 мм. Для автомобилей шириной до 1300 мм этот параметр уменьшается до расстояния 400 мм.
  • Необходимо соблюдать и некоторые геометрические параметры при установке фонарей ДХО. Горизонтальное отклонение составляет 20 градусов внутрь и наружу, а вертикальный угол должен быть 10 градусов вниз и вверх.
Рекомендуем:  Обзор видеорегистраторов neoline серии wide (s47, 35, 27, 25 и 50): описание, модели и отзывы

Пример подключения ДХО от генератора

Внимание: не забываем ставить предохранитель, на случай замыкания. От случайных КЗ при монтаже и работе никто не застрахован!

4 контактное реле, генератор и датчик масла

Смотрите также:

Дроссельная заслонка: устройство, чистка и ремонт

Это еще два способа, которые стоит рассмотреть. Здесь будет использоваться 4 контактное реле, генератор и датчик давления масла. Но не в единой цепи.

Обе схемы предполагают, что ДХО будут включаться лишь тогда, когда запускается мотор. Питается система от генератора и основана на переключениях 4-контактника и геркона.

Подключение контактов реле выглядит так:

  • 30 контакт идет на плюс светодиодного модуля;
  • 85 контакт следует к плюсу провода к габаритам;
  • 86 контакт необходим для любого вывода от геркона;
  • 87 контакт на плюсовую клемму от АКБ;
  • также на плюс аккумулятора идет второй вывод от геркона.

После подключения обязательно проводится настройка. Тут нужно запустить мотор и начать перемещать геркон около генератора, чтобы получить срабатывание и стабильную работу ходовиков. Потом геркон следует убрать в специальную термотрубку и зафиксировать.

Если геркона нет, тогда питание для ДХО можно подать через датчик давления масла. Тогда 86 контакт идет на лампу давления, а в остальном схема сохраняется в изначальном виде.

Схемы во многом отличные. Но их нельзя использовать в ситуациях, когда габариты основаны на светодиодах. Это единственный существенный минус.

Требования по регламенту

В новых требованиях к передвижению регламентировано использование в светлое время суток либо включённых фар ближнего света, либо ДХО, если таковые имеются. Использование ходовых огней позволяет продлить срок эксплуатации источников света в автомобильных фарах. Также они позволяют сэкономить расходуемый заряд аккумулятора или топлива, которое расходуется при работе ближнего света фар.

Сами по себе диоды светят во все стороны, а точнее на 120 градусов. Для решения этой проблемы применяется фокусировка света при помощи оптики, в основном линз. Чтобы определить параметры линзы, нужно определить силу, которая измеряется в Люменах. Однако, для оценки эффективности работы, сила света измеряется не в Люменах, а в Канделах. Чтобы измерить силу света ДХО, нужно разместить люксметр перед диодом на расстоянии одного метра. При этом Люксы преобразуются в Канделы.

Требуемые характеристики для ДХО:

  • 500 – 700 люмен в каждом ходовом огне;
  • мощность должна быть не меньше 6 Ватт;
  • угол освещения должен составлять 35 градусов.

Помимо этого, ДХО должны соответствовать требованиям, согласно ГОСТу:

  • сила света – 400 – 800 Кандел;
  • угол свечения должен составлять 25 градусов по вертикали и 55 градусов по горизонтали;
  • освещаемая площадь каждого из огней – не менее 40 сантиметров квадратных;
  • источники света нужно располагать на расстоянии в 25 сантиметров от дорожного полотна;
  • расстояние между ходовыми огнями должно составлять минимум 60 сантиметров;
  • разрешённые цвета огней – желтый или белый.

Универсальный блок управления дневными ходовыми огнями

С 2011 года все новые автомобили оснащаются дневными ходовыми огнями. ДХО монтируются в передний бампер автомобиля и служат для повышения его видимости на дороге в дневное время. Они должны включаться автоматически при переводе ключа зажигания в положение, обеспечивающее

работу двигателя (не путать с включением габаритных огней во время стоянки в темное время суток), а выключаться при включении фар или полном выключении зажигания. Для этого применяется специальный управляющий модуль.

Рекомендуем:  Диагностика и ремонт компрессора автокондиционера своими руками

ДХО по сути являются светодиодными световыми приборами, что позволяет говорить об их экономичности и повышенном ресурсе ( ~ 10000 часов непрерывной работы).

Однако цена на ДХО заводского изготовления вызывает угрюмый вид на лицах автовладельцев. Поэтому народные умельцы не преминули воспользоваться этим и стали делать и распространять доморощенные схемы управления ходовыми огнями.

Как известно, во время работы двигателя катушка зажигания генерирует высокочастотное напряжение от 25 кВ до 50 кВ (в зависимости от типа зажигания). Это вызывает появление высокочастотного электромагнитного поля, и как следствие, высокий уровень эл. магнитных помех.

Конечно, эти помехи минимизируются экранированием катушки и высоковольтных проводов зажигания, но остаточное поле все равно имеется. И именно использование этого поля от импульсов на катушке зажигания можно применить для изготовления модуля управления дневными ходовыми огнями (далее ДХО) автомобиля.

Начало

Многие пытаются собрать схему управления ДХО на 555-м таймере (аналоговая интегральная схема для формирования одиночных повторяющихся импульсов), но зачастую добиться от таймера нужного алгоритма работы не удается.

Альтернативным решением может стать схема на микроконтроллере типа ATmega8. Но на поверку оказывается, что для такого дела этот контроллер слишком хорош и дорог.

А другие мелкие аналоги от Atmel’а не всегда удается найти, к тому же, все они также довольно дорогие, даже малопроизводительные.

В итоге, намаявшись и изучив кучу литературы, народные умельцы приходят к выводу, что оптимальным вариантом будет применение PIC12F629, 8-ми разрядного микроконтроллера с flash-памятью в 1 кБ, маленького, 8-ми ножечного, относительно недорогого. Для программирования контроллеров этого семейства применяются фирменные программаторы-отладчики, один из них PICkit-2 lite (см. рисунок).

Схема блока дневных ходовых огней

Вот так примерно выглядит схема управления ДХО на базе PIC12F629

Схема довольно простая: линейный стабилизатор, ток потребления очень маленький (< 1.0мА при 5.5В, 4МГц; 20 мкА (типовое) при 2.0В, 32кГц ; < 1.0мкА в SLEEP-режиме при 2.0 В), так что в более продвинутом стабилизаторе необходимости нет.

На входах (IN) делители в соответствии с входным сигналом. Для большей надежности стоят транзисторные ключи. На выходе (OUT) стоит полевой транзистор, который коммутирует стандартное автомобильное реле с током срабатывания не более 200 мА.

Выглядит вот так:

Алгоритм работы ДХО

Весь алгоритм работы основан на среднестатистических представлениях радиоинженеров о принципах управления ДХО.

После включения зажигания сразу подается питание на схему модуля управления, и она по наличию импульсов на катушке зажигания начинает распознавать, работает ли двигатель.

При непрерывном наличии импульсов от катушке зажигания в течении 5 секунд ДХО автоматически включаются.

В случае отсутствии импульсов от катушки зажигания в течение 5 секунд (к примеру, двигатель заглох, но зажигание включено) ходовые огни выключатся.

При принудительном включении габаритных огней ДХО отключаются сразу, независимо от других условий. При выключении габаритов и наличии импульсов на катушке зажигания ходовые огни включаются сразу.

Подключение блока ДХО к системе электропитания автомобиля

Схема подключения тоже довольно простая

При отсутствии отдельных ДХО реле подключается параллельно штатному реле управления ближним светом. В таком варианте подключения исключается работа 4-х лампочек габаритов и подсветки приборной панели, что уменьшает расход электроэнергии. Точно также можно подключить и отдельные ДХО.

Печатная плата

Вот как выглядит виртуальная схема блока управления ДХО, смоделированная в Proteus (программе для автоматизированного проектирования электронных схем). Далее следует сделать схему разводки в DipTrace ( системе автоматизированного сквозного проектирования электрических схем и разводки печатных плат).

Затем можно приступить к пайке вживую, вид с обеих сторон.

Вариант окончательной сборки

Проблем с подбором корпуса возникнуть не должно. Очень хорошо подойдет готовое автомобильное реле.

Внутреннее содержимое реле можно выбросить. Если разъем на корпусе 6-ти контактный, то вас повезло. Если нет, то штатный разъем выбрасывается, и на его место термоклеем прилаживается подходящий по количеству контактов. В итоге, получается следующее (см. рисунок).

Далее, плата лакируется средством CRAMOLIN ISOTEMP (термостойкое, влагоотталкивающее защитное покрытие на силиконовой основе, применяется для термоизоляции печатных гибких и жестких плат, эффективно до +500 0С). Для большей защиты плату можно упаковать в термоусадку. Вся архитектура вставляется в корпус

Рекомендуем:  Регулятор холостого хода (РХХ) — как работает, неисправности, симптомы, проверка

Чтобы зафиксировать плату в корпусе, достаточно соединить две половины и сжать их до щелчка.


Варианты изготовления своими руками

Если вы решили соорудить контроллер дневных ходовых огней в свой автомобиль, то для начала предлагаем ознакомиться с несколькими вариантами изготовления устройства.

Фотогаларея «Схемы для изготовления»

1. Схема контроллера на основе реле

2. Контроллер на базе платы ATmega8

  1. Контроллер ДХО на базе реле. На многих транспортных средствах установлены штатные противотуманки, но пользуются ими далеко не все автомобилисты. Причина может заключаться в отсутствии необходимости эксплуатации, большом потреблении напряжения оптикой либо ее неэффективностью. Как вариант, туманки при необходимости можно переделать в дневных ходовые огни, только источники освещения нужно будет заменить на диодные. Также нужно будет немного поменять стандартную схему подключения, вероятнее всего, в данном случае нужно будет демонтировать бампер и контрольный щиток. Когда вы сможете получить доступ к бортовой сети, процедура подключения осуществляется по схеме, приведенной выше. В данном случае вам необходимо обеспечить правильную работу оптики — то есть ходовые огни должны автоматически включаться при запуске двигателя и отключаться, когда вы включите габариты или дальний либо ближний свет. Чтобы обеспечить это, сигнал от габаритных огней можно взять с подсветки кнопки, благодаря этому вы не забудете о деактивации ДХО.
  2. С использованием платы ATmega8. Такой вариант более предпочтительный, если в машине затруднен доступ к проводке. Сами дневные ходовые огни покупаются отдельно, блок управления вам не нужен. ДХО своими руками нужно установить в бампер, для этого проделайте соответствующие отверстия и зафиксируйте оптику. Выполнив эти действия, вам останется поработать только с самим контроллером. Следует отметить, что данная плата также позволяет реализовать и другие, не менее полезные функции, например, индикацию работы подогревателя двигателя. В данном случае алгоритм функционирования будет таким — когда транспортное средство не заведено, на аккумуляторе напряжение будет составлять меньше 13.5 вольта. Соответственно, при запуске двигателя аккумулятор будет подзаряжаться, а это значит, что напряжение будет более 13.5 вольт. Сами ДХО будут активироваться автоматически. Чтобы произвести подключение, два провода необходимо подсоединить к аккумулятору, а два — на саму оптику.

Подключение и стабилизация

Первая подойдет если задействоваться будет только ручник и мотор. В этом случае й контакт соединяют с лампой давления масла. Также в статье описаны последствия, которые могут возникнуть после перепрошивки блока управления. Рассмотрим самые популярные из них.

Ходовые огни автовладелец выбирает исходя из своих предпочтений.

Другой разговор, когда речь идет о продлении срока службы аккумулятору. Схема не имеет никаких дополнительных элементов: светодиодное оборудование подключают к питанию бортовой сети: плюс на замок зажигания, минус на массу кузов.

Поворачивая ключ в замке, к ДХО начинает поступать 12В, что позволяет зажечь лампы ходовиков. Вставляем в свободное место на штекере и ставим кнопу на место.

Подключение контактов реле выглядит так: 30 контакт идет на плюс светодиодного модуля; 85 контакт следует к плюсу провода к габаритам; 86 контакт необходим для любого вывода от геркона; 87 контакт на плюсовую клемму от АКБ; также на плюс аккумулятора идет второй вывод от геркона. Такая схема подразумевает обязательное использование геркона — устройства, способного изменять состояние подключенной электроцепи при воздействии магнитполя.

Подключить осветительные приборы можно на прямую к двигателю, таким образом ДХО будут включаться когда машина заводится и выключаться когда глушится. Минус при этом замыкается на корпус машины, а плюс — на плюс замка зажигания.

Порядок действий: Отключаем минусовый провод на питание обмотки реле включения стеклоподъемников и изолируем. Как подключить Дневные Ходовые Огни без реле — схема и демонстрация

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: